Новая акустическая музыка

Участники группы «ГрАссМейстер»

Андрей Шепелев
Андрей Шепелев
Ирина Савина
Ирина Савина
Евгений Билый
Евгений Билый
Алексей Плещунов
Алексей Плещунов
Тимур Ведерников
Тимур Ведерников
Олег Ивахненко
Олег Ивахненко
Михаил Махович
Михаил Махович

Шепелев Андрей Николаевич

(DOBRO, акустическая гитара, вокал)

Андрей Шепелев играет на dobro
Андрей Шепелев

       Андрей родился в Москве в 1958 году. Вырос в подмосковном городе Реутов, где и живет до сих пор, с переменным успехом скрываясь от поклонниц. Музыкой увлекался с момента рождения. Соседские дети за глаза называли его «битломаном», и это сказалось на формировании музыкальных пристрастий в дальнейшем. Играть на гитаре начал в детской музыкальной студии при ЖЭКе в возрасте 10 лет. Первую опытную песню сочинил в школьном ансамбле. Большинство современных исследователей творчества Андрея Шепелева наивно полагает, что текст песни утрачен.

      Музыкантом Андрей быть не собирался, хотя и закончил, как многие известные деятели культуры, Московский архитектурный институт. Он, в общем, собирался стать архитектором, но, детально изучив техническую документацию проекта Empire State Building, понял, что построить здание большей высоты на родине ему не дадут, после чего ушел в музыку навсегда, чем и вызвал полное недоумение со стороны родных и близких.

      Первый инструмент, который его потряс, оказался пятиструнным банджо. Он начал играть на нем в лохматом 1977 году. Сильно мешал железный занавес. Информации не было никакой. Приходилось собирать ее по крупицам. На это ушли годы. Но результат был: Андрей начал работать музыкантом профессионально. Банджо стало его основным инструментом, и он отдавал ему все свои силы. Вот что сам Андрей говорит об этом времени: «Я очень благодарен соседям за то, что они не расстреляли меня тогда».

      Наиграв около 10 000 часов традиционной музыки, он почувствовал, что ему этого недостаточно, начались эксперименты сначала с инструментом, а потом и с жанром. «Мне все время хотелось применить пятиструнное банджо в разной музыке, т.к. при более близком знакомстве с ним я понимал, что это возможно и интересно. Спустя десять лет я узнал, что эта идея посещала не только меня».

 

      Второй инструмент, на котором Андрей начал играть в 1985 году — это dobro. Сегодня dobro — его основной инструмент. «Dobro — это наркотик. Играя, можно не заметить, как пролетит весь день. Это медитативный инструмент, у него потрясающие возможности. Не даром его часто используют M. Knopfler и E. Clapton«.

         Случилось так, что он смог встретиться и даже поиграть со многими музыкантами, которые раньше казались недосягаемыми.

За двадцать лет своей карьеры Андрей успел поработать в Утесовском оркестре, в группах «Орнамент», «Интеграл», «Кукуруза», одним из основателей которой он был, как сессионный музыкант записывал музыку с «ДДТ», «БРАВО», «МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ», Ж.БИЧЕВСКОЙ, В.МЕЛАДЗЕ и др.

        В составе группы «Кукуруза» Андрей длительное время гастролировал по дикому Западу, где был издан ряд его песен и композиций.

Как исполнитель на dobro он не раз участвовал в совместных проектах с такими легендарными музыкантами, J. Douglas, Tut Taylor, M. Auldrige.

Компания «Rich&Taylor» специально для него изготовила инструмент и подарила в одном из туров по США.

В 1992 году Андрей был приглашен на семинар в Теннесси Банджо Институт как преподаватель. «Я вызывал у них любопытство, как человек из России, играющий на их национальном инструменте. Кроме того я показывал им свои композиции, которые совсем не похожи на общеизвестные стандарты».

Tennessee banjo Institute 1992

      Надо сказать, что, будучи студентом, Андрей увлекался достаточно сложными музыкальными формами, порой недоступными для широких народных масс. Эти поиски даже завели его как-то в джазовую студию ДК «Москворечье». Но однажды, услышав альбом Eric Weissberg & Deliverans «Rural Free Delivery», он понял, что мы еще не все взяли от натурального мажора. «Меня поразила простота!!! Это был гром среди ясного неба. Этот альбом радикально изменил направление моих интересов. Это было начало того пути, который привел меня со временем в удивительный мир акустической музыки».

      Подробности биографии Андрея вы можете узнать, прочитав статью в  53-м номере журнала «IN/OUT»

    Одна из самых крупных и ярких работ вне группы «ГрАссМейстер» за последнее время – это альбом «Антропология» с Дмитрием Дибровым.

      В группе «Грассмейстер» Андрей Шепелев исполняет только пять функций: идейного вдохновителя, старшего товарища, автора песен, вокалиста и исполнителя на dobro и гитаре.

      Без бороды он сильно похож на Гоголя.

Развернуть

Andrey Shepelev with Dobro

Андрей Шепелев один из немногих музыкантов нашей страны, кто своим инструментом избрал мало распространенную в нашей стране разновидность слайд-гитары Добро. По словам самого Андрея: «Dobro — это наркотик. Играя, можно не заметить, как пролетит весь день. Это медитативный инструмент, у него потрясающие возможности…» Но все же я думаю, не музыкант выбирает инструмент, а инструмент себе подбирает человека. Так Добро выбрала Андрея.

В этой статье хочется поговорить с человеком, кто беспредельно предан музыке, влюбленному в свою необычную слайд-гитару. Я надеюсь, что эту любовь, ту доброту которую несет в своем сердце Андрей Шепелев, читатель почувствует даже, не слыша его музыки, через эти страницы…

Краткая биографическая справка:

Андрей Шепелев родился в Москве. Начал учиться на гитаре в 10 лет. Окончил Московский архитектурный институт (учился в одно время с Андреем Макаревичем и Алексеем Романовым). Параллельно учился в джазовой студии ДК «Москворечье».

  • В 1977-м году увлекся игрой на пятиструнном банджо.
  • Профессиональную карьеру начинал в легендарном Утесовском оркестре, исполняя два сольных номера на банджо во втором отделении концертной программы. Позже выступал в группах «Орнамент» и «Интеграл».
  • Андрей Шепелев человек, собравший вокруг себя музыкантов, которые позже стали называться группой «Кукуруза».
  • Автор многих песен репертуара Кукурузы, которые популярны и узнаваемы не только в России, но и в Америке.
  • После 20 лет игры на банджо, освоил новый инструмент добро, который в настоящее время для него стал основным.
  • Член BMI с 1993 года. В США издано более 15 его произведений.
  • Преподавал в Теннеси банджо институте курс 5-ти струнного банджо.
  • Как сессионный музыкант участвовал в записи альбомов групп: «ДДТ», «Машина времени», «Браво», «Блестящие», «Антропология» и др.
  • Участвовал в записи альбомов: Жанны Бичевской, Валерия Меладзе, Александра Шевченко, Андрея Баранова и многих-многих других.
  • Организатор и руководитель группы ГрАссМейстер, с которой выступает по сегодняшний день.
  • В 1994-м году по итогам года группа ГрАссМейстер получила премию Правительства России в области качества.

 

Андрей! Когда ты впервые взял добро инструмент в руки?

До середины 70-х я, как и большинство моих ровесников, увлекался Битлами, гитарой и рок-н-роллом. Во дворе, в школе и в институте мы играли музыку своих кумиров и пытались сочинять собственные песни. Интересно было все, что имело к этому отношение.

Примерно в 1975 году я услышал альбом, который перевернул всю мою жизнь. Это Eric Weissberg & Deliverans «Rural Free Delivery». К тому времени, как мне казалось, у меня был некоторый опыт в музицировании, меня увлекали вещи, в которых были сложные гармонии, замысловатые ритмы и т.д. Я даже поступил в Московскую джазовую студию «ДК Замоскворечье». Этот альбом меня потряс тем, что вся музыка, которая там звучала, игралась на трех аккордах!

«Мы еще не все взяли от натурального мажора!» — подумалось мне тогда.

Этот альбом открыл мне глаза на то, что в музыке важна не сложность замысла как таковая, а эмоциональность, искренность и, конечно же, исполнительское мастерство. Eric Weissberg играл в этом альбоме на 5 инструментах: Banjo, Dobro, Pedal steel, mandolin и Фиддл. Поражало то, что я, человек играющий на гитаре, совершенно не мог представить себе как это возможно ТАК играть на инструментах!!! Вся моя последующая музыкальная жизнь стала поиском ответа на этот вопрос. Первое, что сшибало с ног, — это 5 струнное банджо и техника игры на нем. Не меньше впечатляло добро и Педал стил, но банджо было на 1-ом месте.

Долгие годы я изучал этот инструмент, собирал всю возможную информацию о нем, записи и нотную литературу, которую достать в России было крайне трудно. 15 лет было отдано 5 струнному банджо. Можно сказать, что итогом этого стало приглашение в Теннесси банджо институт в качестве преподавателя. Это были мастер-классы в номинации: использование банджо в рок-музыке. Что интересно, именно там я встретился с тем самым Эриком Вейсбергом. Как интересно замкнулся круг!

Играя на банджо, я с возрастающим интересом изучал добро. В конце – концов добро стало главным моим инструментом. Позже, из разговоров с разными музыкантами, я понял, что в этом есть закономерность – не я один перешел с 5 струнного банджо на добро.

В те времена, когда у меня не было настоящего добро, я играл на переделанной для этих целей акустической гитаре. Моя первая профессиональная запись на фирме «Мелодия» была сделана на этом инструменте. Это альбом «Фокусник» группы «Кукуруза» 1987г. Впервые настоящее добро у меня появилось спустя 8 лет после того, как я впервые начал играть этой техникой вот на той самой переделанной гитаре. В середине 90-х у меня появилось настоящее добро фирмы Original Dobro Company, которое я использовал в концертах вместе с банджо.

Каковы, на твой взгляд, основные сложности освоения этого столь экзотичной «гитары»?

Техника игры на этом инструменте имеет целый ряд особенностей:

Во-первых, — это игра слайдом. Манипуляции этим предметом требуют достаточно серьезной практики, ведь по сути дела, работа слайдом это примерно то же самое, что гитаристу играть по грифу одним пальцем. Но могу сказать: знание определенных приемов этой техники позволяет достичь таких результатов, что возникает ощущение полноценной гитарной игры.

Во-вторых, на пальцы правой руки надеваются специальные медиаторы, мы их называем «когти». К ним тоже нужно привыкнуть. Требуется некоторое время для того, что бы научиться через них чувствовать струны. Лично у меня это не вызывало никаких затруднений, т.к. я уже долгое время играл на банджо, где используются точно такие же когти и похожая техника.

В чем же секрет звука? Ведь добро имеет какой-то собственный, непохожий ни на что характер звучания! Да, как настраивается данный инструмент?

На добро используется открытый строй, самый распространенный из них — соль мажор (1-ре, 2-си, 3-соль, 4-ре, 5-си, 6-соль), точно так же, кстати говоря, настраивается русская семиструнная гитара.

Хорошее добро имеет очень яркий и впечатляющий звук. Причиной тому является специальный резонатор. Именно он сообщает инструменту этот неповторимый, завораживающий тембр, который привлекает музыкантов разных стилей. Гитары с таким резонатором называются «Резофоник гитары».

Если можно поподробнее. Откуда пошли эти гитары, кто вообще основатель данной техники игры?

Так же, как невозможно узнать имя изобретателя колеса, теперь невозможно докопаться до имени того, кому первому пришла в голову мысль взять тяжелый гладкий предмет и начать играть им по струнам. Но это произошло, и мы сегодня имеем в своем арсенале целое семейство очень интересных инструментов: ДОБРО, ГАВАЙСКАЯ ГИТАРА, СЛАЙД-ГИТАРА, НЭШНЛ, ПЕДАЛ-СТИЛЛ ГИТАРА и т.д. Эти очень разные по своему устройству и технике игры инструменты объединяет одно – звук на них извлекается с помощью слайда, т.е. металлического или стеклянного предмета с гладкой поверхностью. Итак, чтобы не путаться, разберёмся что к чему. Гавайская гитара, хорошо известная нашим бабушкам и дедушкам, появилась в США в начале прошлого века на волне тогдашней моды на «гавайскую музыку». На Гавайях на ней играли в народных ансамблях, хотя известно, что это не коренной инструмент в местном фольклоре. По одной из версий, способ игры на гитаре с помощью слайда завезли на острова голландские моряки. Гавайцы применили его в своей музыке, якобы потому, что певучий звук этой гитары был весьма подходящим для исполнения мелодичной и сентиментальной местной музыки. Тогда это была обычная гитара, но играли на ней сидя, положив ее на колени. В качестве слайда использовали либо металлическую пластину с закругленным ребром, либо просто цилиндр.

Под влиянием ли гавайцев, или сами по себе в дельте Миссисипи исполнители блюзов тоже любили побаловаться посторонними предметами по струнам. Но они одевали на палец отколотое бутылочное горлышко. Такая техника относится к слайдовой гитаре и называется «баттл нэк». Сейчас применяют для этого либо стеклянную, либо металлическую трубку.

Названия добро и нэшнл связаны не столько со слайдовой техникой, сколько с конструкциями специальных резонаторов и фирм их выпускающих. Инструменты с этими резонаторами точнее было бы называть резофоник-гитарами. Потому что изначально добро и нэшнл это все-таки названия фирм-производителей, а не инструментов.

Итак в 20-е годы прошлого века в США на рынке музыкальных инструментов появляется новинка. Братья Допера, американцы чешских корней, изобретают резонаторы для струнных музыкальных инструментов с целью усиления громкости их звучания. Сначала был изобретен резонатор типа «нэшнл». Была создана фирма «НЭШНЛ» по их изготовлению и продаже.

Через пару лет была придумана более сложная конструкция, с той же целью, и создана новая фирма для их выпуска. Придумывая название для нее братья остановились на слове «DOBRO» по двум причинам. Во-первых, в нем было зашифровано словосочетание Dopera Brothers, во-вторых, слово dobro на всех славянских языках означает «хорошо», что их радовало, ибо их родители – выходцы из Чехии. Обе конструкции оказались удачными и дела фирм шли хорошо. Джон Допера ставил свои резонаторы практически на все струнные инструменты: гитары, мандолины, банджо, даже скрипки, и конечно на «гавайскую гитару», которая была очень популярна в то время. Они хорошо продавались, до тех пор, пока не изобрели электромагнитный звукосниматель, а вместе с ним и электрогитару.

С таким монстром, этому резонатору конкурировать было довольно сложно. Но от резофоник-гитары не отказались те музыканты, которые играли слайдовой техникой. Действительно, в сочетании с ней появилось новое качество. Это не просто усиление громкости, получился такой интересный звук, от которого просто нельзя отказаться. Поэтому именно на слайдовых гитарах этот резонатор дожил до наших дней.

Основным элементом конструкции нэшнл и добро является алюминиевый конус. Он работает по принципу диффузора громкоговорителя. Находится внутри корпуса гитары. Сверху закрыт металлической крышкой, напоминающей вентиляторную решетку. Блюзовые музыканты предпочитают конус типа «нэшнл», у него резче звук, но он довольно быстро гаснет. Фолк-музыканты предпочитают конструкцию «добро». У него звук мягче, кантилена более яркая. Я не буду подробно останавливаться на всех разновидностях резофоник-гитар, их много, отмечу две большие гуппы: гитары с обычным испанским грифом – для игры техникой «баттл нэк», и с квадратным в сечении грифом, для игры «гавайской» техникой. У последней струны высоко подняты над ладами, и при игре она располагается горизонтально. И добро и нэшнл как раньше так и теперь выпускаются и с деревянными, и с металлическими корпусами.

Металлический корпус сообщил еще одно название инструменту — стилл-гитара. Со временем оно закрепилось за всеми гитарами на которых играют «гавайской» техникой, в том числе и на электрические инструменты. Самой простой является шести- или восьми-струнная гитара, которая кладется колени. Ее более точное название леп-стилл.

Особый интерес вызывает педальная стилл-гитара. Это самый сложный по конструкции слайдовый инструмент. Смысл его в том, что в нем как на арфе, используется система педалей и коленных рычагов, позволяющая изменять натяжение отдельных струн во время игры, меняя тем самым строй инструмента. Таким образом в одной и той же позиции могут быть сыграны разные гармонические функции. Прибавьте сюда скольжение слайда по грифу, и вы получаете неограниченные возможности как в гармоническом так и мелодическом плане. Они бывают 10-ти и 12-ти струнными. Бывают с двумя грифами, с разным строем и разными по функциям педалями.

Но вернемся собственно к добро. Это акустическая слайд-гитара, изобретенная Джоном Допера в 20-е годы прошлого века. Очень быстро стала популярной в среде музыкантов, играющих традицию: блюз, блюграсс, фолк, и кантри. Долгое время этими жанрами и ограничивалась ее «среда обитания».

Как тебе удается донести звук в зал? В чем вообще сложность озвучивания инструмента на концертах и на записи?

Изумительный результат дает игра в микрофон, но в концертных условиях, сигнал, который можно получить с микрофона, бывает недостаточный из-за обратной связи. Скажу сразу, на сегодняшний день полноценно подзвучить добро на концертах невозможно. Если использовать электромагнитный датчик, который «слышит» только струны, то мы получим обычную электрогитару. Всевозможные конструкции пьезо-датчиков, помимо того, что пьезо сами по себе далеки от идеала, они не годятся еще и тем, что от них всегда идет провод, а любое прикосновение к звучащему элементу резонатора ухудшает качество его звучания. Микрофон был бы идеальным способом подзвучки этого инструмента в концертных условиях, если бы ни его низкий порог обратной связи. Я использую комбинацию из микрофона и специального магнитного датчика, который придумал 5 лет назад. Это не обычный электромагнитный датчик, он «слушает» не струны, а непосредственно сам конус (звучащий элемент резонатора). Но и этот вариант я не считаю идеальным, у него есть серия недостатков с которыми приходится мириться. Главный из них низкий порог обратной связи, поэтому в студии я никогда не использую никаких пикапов и никаких джеков. Добро в студийных условиях записываем только в микрофон.

Электронный Лап-стил имеет большое отличие игры от игры на добро?

Если нам необходим в аранжировке электронный обработанный звук я использую Лап Cтил (Lap Steel) это электрогитара, приспособленная для игры слайдом. Имеет тот же строй, что и добро, только вместо акустического резонатора, снабжена электромагнитными датчиками. Техника игры такая же как и на добро. Отличие лишь в том, что мы имеем дело не с акустическим звуком, а с «эклектическим». А звук всегда накладывает свои нюансы на технику звукоизвлечения.

Ты много выступал в США, на родине кантри. И расскажи об интересных встречах с известными музыкантами, которые без сомнения у тебя были. И конечно, очень интересно читателям будет узнать тот факт, что ты являешься единственным в России официальным эндорсером инструментов добро. Как это произошло?

1991-1993гг. – период продолжительных гастролей по США с группой «Кукуруза». Это была тяжелая концертная работа с большими переездами. За это время мне удалось довольно близко познакомиться как со страной в целом, так и, что очень важно для меня, с музыкантами. Были и совместные выступления на сцене, и фестивальные джемы, и просто живое общение. Я участвовал в ворк-шопах исполнителей на добро вместе с Джерри Дагласом, Татом Тейлором, Селли Ван Митер. Были совместные концерты с американскими группами: “Seldom seine”, “Midnight ploughboys”; музыкантами: Дери Дагласом, Джоном Маккьюином, Марком О’Коннором и др. Работали на студии вместе с Маурой О’Коннелл и Дежерри Дагласом.

Однажды произошел интересный эпизод. На ворк-шопе исполнителей на добро на фестивале, который устраивал Док Ватсон в память о погибшем сыне, человек из зала, обратившись ко мне, сказал следующее: «Андрей, вы человек из России, у Вас в руках наш американский инструмент добро, мы здесь очень любим этот инструмент и знаем практически всех интересных музыкантов этой страны, но вы, человек новый, вы приехали из России и Ваша страна, это страна богатой музыкальной культуры, не могли бы вы нам показать что-нибудь, что относится именно к вашей русской культуре?» И я тогда сыграл несколько произведений с вариациями на тему песни «Черный ворон», — это произвело очень сильное впечатления на аудиторию, я даже не ожидал. После ворк-шопа Тат Тейлор, который сидел рядом со мной на сцене, попросил меня записать для него то, что он только что услышал, и после этого предложил мне инструмент, который делает компания его сына Rich&Taylor. Это был не просто подарок, это было еще и «деловое предложение», т.к. по заключенному контракту я давал разрешение фирме использовать свое имя в рекламе ее продукции.

Однажды, работая над альбомом, который у нас выходил на фирме «Sugar Hill» для записи трека Falling Corns мы пригласили Джерри Дагласа. Это без всяких сомнений легендарный музыкант и лучший исполнитель на добро. Мы с Джерри играли эту вещь в два добро. Это незабываемое впечатление и, безусловно, я очень сильно волновался. После того, как запись была закончена, Джерри протянул мне свой инструмент и предложил поиграть на нем. Это было добро, изготовленное известным мастером Тимом Ширнхорном. Звук меня потряс! «Если тебе нравится как оно звучит», — сказал Даглос, – «Я могу оставить его тебе на запись этого альбома». Позже, когда альбом вышел в свет, мы прочитали указание на то, что в записи использовано добро Тима Ширнхорна. После этого, в одном из туров, к нам на концерт пришел сам Тим Ширнхорн и сказал: «Спасибо за то, что вы указали мой инструмент в своем альбоме, для меня это очень важно!» Мы подружились с этим замечательным человеком. От него я узнал много тонкостей об устройстве и конструкции добро.

Насколько я знаю, ты постоянно занимаешься разработкой своих собственных моделей. Мне хочется привести цитату из интервью одного известного московского музыканта Николая Садикова:

«…Как раз в это время я познакомился с прекрасным гитаристом Андреем Шепелевым, который виртуозно владел гавайской техникой игры слайдером (и не только, он еще прекрасный банджоист).

Этот гитарист играл на необычной, резонаторной гитаре, которая называлась «ДОБРО». Кроме этого, у него была резонаторная гитара сделанная нашим российским мастером Виктором Стеценко по чертежам самого Андрея Шепелева. Кстати, резонатор для этой гитары сделал сам Андрей. Впоследствии я купил у него эту уникальную, можно сказать, историческую гитару. Так я начал осваивать этот инструмент.»

Как и многие музыканты выросшие в СССР в обстановке полного дефицита музыкальных инструментов мне приходилось пытаться как то выходить из ситуации. Изучая различные конструкции, я делал чертежи инструментов, которые благодаря рукам гитарных мастеров начинали звучать.

В этом году, кстати говоря, используя накопленные знания, с московским мастером Николаем Гусевым мы сделали очень достойное добро.

Поработав в Америке на лучших сценах, а также преподавателем в престижном музыкальном заведении каково твое отношение к Америке? Почему на твой взгляд там есть возможность реализации таланта?

К Америке, как к стране, я отношусь доброжелательно, но без фанатизма. Что мне в ней действительно нравится, так это то, что ею управляет здравый смысл. Если вы предлагаете на рынок стоящий продукт, то это непременно вызывает эффект «снежного кома». Приехав однажды и дав концерты в двух школах и одном университете штата New Hampshire, мы, никому не известная группа уже через месяц играли в Нэшвилле в Grand Ole Opry, через пол года попали в Star revue журнала “BillBoard”, а через два года я был приглашен в Нэшвилл в Теннесси банджо институт в качестве преподавателя.

Да, увы в России здравого смысла в шоу-бизнесе пока нет… Тем не менее, ты уже 10 лет руководишь прекрасным коллективом ГрАссМейстер, который уже много лет является одной из лучших акустических групп нашей страны. Расскажи коротко о группе, о ближайших планах?

С 1995 года моя жизнь связана исключительно с проектом «ГрАссМейстер». Это очень интересный проект. Мне удается в нем использовать прежний мой опыт, а главное, двигаться дальше. ГрАссМейстер – это четыре талантливых музыканта, которые постоянно что-то выдумывают. Это Тимур Ведерников (гитара), Алексей Плещунов (бас-гитара), Евгений Билый (ударные). Группу довольно сложно заключить в одни стилевые границы, т.к. музыкальные интересы всех четверых весьма широки и разнообразны, и именно это мне больше всего нравится.

Сейчас у нас на выходе новый альбом. Он целиком инструментальный, его содержание выходит далеко за рамки ожидаемой от группы ГрАссМейстер музыки. Это не то, что обычно группа делает на концертах, это не то, что было когда-то записано и издано, — это абсолютно новая грань в нашем творчестве. Это то, что давно хотелось сделать, но не было возможности, это то, что наиболее важно для нас самих, как художников, это то, что рождается в душе без оглядки на конъюнктуру и прочие подобные вещи.

Альбом писался 2 года. Несколько раз мы откладывали запись и снова возвращались к ней.

Главной идеей альбома является сочетание традиционных акустических инструментов и новых компьютерных технологий. Альбом содержит как сугубо студийные вещи, так и композиции,«`html

которые писались в режиме живого музицирования.

Выход альбома практически совпал с 10-ти летним юбилеем группы. Можно сказать, что это итоговый альбом десяти лет нашей жизни. В него вошли как новые, так и старые, нигде ранее не издававшиеся, композиции. Вошел в альбом и «Черный ворон». Есть еще не обычное для нас произведение в этом альбоме, это общеизвестная песня The Beatles “When I’m Sixty-Four”. Причиной тому является то, что в 2006 году Сэру Полу исполнится 64 года.

У вас выработалась очень интересная форма записи, которая дает блестящий результат. Если можно расскажи как вы записываете композиции?

Методика записи зависит от характера произведения. Для записи акустических инструментов, таких как: добро, гитара, мандолина и т.д., мы используем ламповые микрофоны. Бас-гитару обычно записываем в два канала. Один – комбик — микрофон, а второй — в линию. В последствии смешиваем эти два канала в желаемой пропорции. Так же при записи последнего альбома мы активно использовали сэмпловые библиотеки различного характера.

Запись мы делаем на своей репетиционной базе, которая одновременно является и студией.

После того, как материал записан дальнейшую работу уже делают специалисты по сведению и мастерингу.

Андрей! Большое спасибо тебе за столь интересное интервью! Я надеюсь, что многие читатели обязательно заходят услышать твое творчество и творчество группы ГрАссМейстер на концертах и на пластинках.

Успехов тебе!

В заключении хочется сказать, что данный материал статьи является лишь небольшой частью нашей беседы. К сожалению, рамки статьи не позволяют описать множество интересных событий, которые произошли в жизни Андрея Шепелева в его столь богатой творческой биографии. Однако хочется выдать вам небольшой секрет… Сейчас Андрей готовит к выпуску уникальное учебное пособие по игре на слайд-гитаре добро. Без сомнения, это будет настоящий подарок для молодого поколения музыкантов, которые откроют для себя удивительный мир этого инструмента и смогут постичь тайны мастерства.

Беседовал Дмитрий Малолетов «IN/OUT» №53

История великого инструменталиста и композитора

Продолжая тему музыкальных инструментов и людей, на них играющих, наш ведущий музыкальной полосы Капитан Макс встретился с одним из самых известных наших исполнителей на гавайской гитаре Андреем Шепелёвым. Андрей самостоятельно освоил этот непростой инструмент, после чего работал с ним в джазоркестре Утёсова, в ансамбле "Кукуруза", в группе "Интеграл", и вот уже около 15 лет успешно ведет уникальный в своём роде проект "ГрАссМейстер".

Андрей Шепелев

В семидесятые годы XX века в тысячах магазинов культтоваров по всему необъятному Советскому Союзу вдруг появилось потустороннее нечто. Неопознанный наполочный объект.
Наличие струн отдалённо намекало, что это мог бы быть музыкальный инструмент, да и в сопроводительных документах несколько раз неуверенно упоминалось слово гитара, но приоткрыть тайну предназначения этого предмета, который впоследствии исчез с прилавков так же внезапно, как и появился, удалось только сейчас. Почти через сорок лет. И оказалось, что это:

Легенда

Невозможно определить, кто изобрёл колесо. Также невозможно узнать, кто первым решил положить гитару на колени, взять в левую руку тяжёлый и гладкий металлический или стеклянный предмет (слайдер) и при помощи плектра (медиатора) услаждать слушателей чарующими нежными звуками. Говорят, что такой способ игры на Гавайские острова завезли голландцы в середине XIX века. Мол, какой-то нетрезвый матрос, одним ударом виртуозно "изготовив" из пустой винной бутылки хорошо известную в отечественных дебоширских кругах "розочку" (bottle neck - бутылочное горлышко), вдруг раздумал возить ею по лицам своих собутыльников, а вовсе даже наоборот, провёл гладким стеклянным горлышком по струнам оказавшейся у кого-то в руках гитары. Звук, изданный при этом, настолько поразил присутствующих, что: и так далее и тому подобное. А в начале века двадцатого уже сформировавшееся в качестве отдельного музыкального инструмента нечто, вместе с другими атрибутами культуры, на волне моды на всё гавайское попало в США, где и стало называться гавайской гитарой.

Арсенал

Сейчас какого-то одного инструмента под сводным названием "гавайская гитара" не существует. Прекрасная гаваянка размножилась в целый арсенал, целое семейство слайд-гитар, то есть гитар, на которых играют при помощи слайдера или пресловутого батл-нека. Одна из наиболее распространённых - стил-гитара, или нэйшнл (national). "Стил" по-английски - "сталь".

И действительно, мы видим, что корпус гитары сделан из металла. Причём из нержавеющего. В смысле хранения стил - один из самых неприхотливых музыкальных инструментов в мире. Можно прицепить такую гитару к багажнику на крыше машины, пропутешествовать под проливным дождём несколько суток, потом вылить из гитары воду, наскоро вытереть тряпкой и после этого поражать зрителя искромётными пассажами. Ну и, конечно, не водостойкость - главное достоинство и главная особенность стила. Достоинство - ни с чем не сравнимый тягучий прозрачный звук, который особенно выигрывает при исполнении мелодий с применением различных видов слайдеров.

От добра добро не ищут

Мудрая английская пословица гласит: "Если нечто выглядит, как утка, крякает, как утка, и ходит, как утка, значит оно - утка!" Это утверждение абсолютно неверно по отношению к инструменту, который называется добро. Несмотря на то что добро выглядит, как гитара, имеет 6 струн, как гитара, и убирается в футляр, как гитара, это не гитара (и не утка, слава богу). Отличает добро ряд определённых качеств, и, прежде всего, наличие специального резонатора, который усиливает звук и сообщает ему удивительный тембр. Этот акустический резонатор был придуман и сделан в Америке в 20-е годы прошлого века выходцами из Чехословакии братьями Допера с целью усилить звук гитары в оркестре. Изобретение резонатора стояло в одном ряду с огромным количеством экспериментов, приведших впоследствии к появлению электрогитары. Опередив на несколько лет идею электрического усиления звука, Джон Допера вместе с братом основал фирму "DOBRO" (DOpera BROthers) и стал выпускать резонаторные гитары, которые получили название добро.

Обоим братьям эта аббревиатура пришлась по вкусу, так как несла некий положительный заряд. Ведь на большинстве славянских языков "добро" значит "хорошо". Со временем этим красивым словом стали называть все резонаторные инструменты. Независимо от того, какая фирма их изготовила.

История Андрея Шепелёва

Впервые в полном объёме я услышал музыку, которая меня просто потрясла на пластинке, купленной по случаю у спекулянтов. Это был некто Эрик Вейсберг с ансамблем.

По стилю уже немного знакомое кантри, но сыграно на совершенно не известных мне, необычных инструментах. Это и были добро, пятиструнное банджо и педал-стил - такой почти стационарный инструмент с педалями, позволяющими менять тональность. И я пропал. Не было ни школ, ни инструкций. Я собирал всё по крупицам, до многого доходил сам, заново изобретал приёмы. Через много лет в США меня пригласили в качестве преподавателя принять участие в семинарах, на которых собрался весь цвет музыки кантри. Я приехал с "Кукурузой". И там встретил того самого Эрика Вейсберга, с которого всё и началось. В зале, конечно, все обалдели немного. Они всю жизнь эту музыку играют, а тут приезжают непонятно какие советские и "вставляют", будто с детства живут в Теннеси. В общем, отлично нас приняли и придумали даже несколько концертов по университетам, а ещё мы отправили наши демо-записи на "Гранд о'Лопри". Это радиостанция в городе Нэшвилле, считающемся родиной музыки кантри.

Чтобы понять, что это за место и каков "масштаб" тамошних специалистов, можно вспомнить историю Элвиса Пресли, который много раз безуспешно пытался предложить свои песни для ротации на "Гранд о'Лопри". Ему отказывали, предлагая лучше вернуться к его профессии водителя грузовика, которая ему больше подходит. А наши записи вдруг приняли благосклонно и позже организовали настоящий концертный тур по стране.

Резюме от Капитана

Шепелёв этот - скромный парень. Способности свои и таланты занижает, поэтому короткую историю нашего пророка в чужом отечестве я сам расскажу. Называя все вещи своими именами. Вы только представьте себе: приезжает в Россию этакий разбитной американец, напяливает сапоги-прохаря, рубаху сатиновую да штаны плисовые. Берёт в одну руку балалайку, а в другую - ложки какие-нибудь и начинает, ухая и крякая, врубать "комаринскую" на площади где-нибудь в Пскове или в Твери. Да так, что только пыль столбом да девки очами зыркают! Может такое быть?! Нет, не может! А Шепелёв приехал в американские кантровые пенаты и показал им, почём фунт кукурузы. Это местечковый синдром сработал.

Штука, свойственная только одной нашей отдельно взятой стране. Я ещё много лет назад подметил. Приезжаешь на гастроли в какой-нибудь небольшой городишко. Всё там плохо: в магазинах шаром покати, кругом грязь и кошмар! Но у девиц красных юбки на пять сантиметров короче, чем в Москве, а у добрых молодцев клеша на те же самые 5 см пошире. Просто на местах априори всегда считают, что до их провинции все наимоднейшие тенденции позже доходят. Вот и стараются авансом компенсировать. А на деле-то впереди идут! Вот и все мы так. Ах, американцы! Ох, американцы! Наверняка они свою родную, почти народную музыку на банджо и на добро лучше всех играют! А потом приезжаем, например, и видим, что горшки у них обжигают далеко не боги. И даже не поющие водители грузовиков.

P.S. Я не выдержал и попросил Андрея прямо сейчас сыграть "из Ворона". Он положил добро на колени, надел "когти": Поверьте на слово, - это было потрясающе!

P.P.S. А уж кому в СССР на самом деле в 70-х пришло в голову выбросить в продажу тысячи отечественных гавайских гитар, к которым и теперь-то никто не знает, как подступиться, так и осталось неизвестным. Эти гитары пришли ниоткуда и ушли в никуда.
Страшно! Капитан Макс

CODA:

На лучших площадках Америки Андрей Шепелёв и команда сыграли около десяти концертов, обретя статус звёзд кантри-музыки. И если перед первым выступлением их предупредили: "Ни слова по-русски!", то уже на втором - программа исполнялась целиком на русском языке. Настолько понравилось аборигенам нестандартное прочтение классических американских кантриевых стандартов, исполненных с российским колоритом. Позже на семинаре, который проводил Шепелёв для американских блюзменов, к нему подошли несколько человек и попросили наиграть на добро какую-нибудь русскую мелодию. Андрей сыграл вариации на тему "Чёрного ворона", и, хотя тамошние ребята в ковбойских сапогах и не знают, кто такой В. И. Чапаев, они были восхищены.

Автор: Капитан МАКС
"Газета "Вечерняя Москва"

Ведерников Тимур Владимирович

(гитара, dobro, губная гармонь, вокал)

Тимур держит гитару
Тимур Ведерников

Тимур Ведерников, далее просто Тимур, родился 14 января 1974 года в селе Койташ Галляаральского района Джезакской области республики Узбекистан в хорошей семье.

      Детство маленький Тима провел в городе-герое Самарканде, что привольно раскинулся на Аманкутанских и Аганлыкских высотах. Там он научился есть горячий плов руками и проявил выдающиеся способности в теоретической и прикладной физике. Основанный, как известно, около 2500 лет назад, Самарканд некоторое время являлся столицей мира (мэром города тогда работал тезка Тимура — некто Тимурленг). С тех пор в музыкальной культуре этого района можно встретить самые разнообразные направления и стили. Тимур, подражая местным мастерам, начал учиться играть на национальных инструментах: банджо, мандолина, дутар и рубаб. Некоторое представление о том, чем эти инструменты отличаются друг от друга, он сохранил до сих пор.

      Сознательно вступив в ряды пионеров Узбекистана, Тимур подал заявление на прием в детский ансамбль Самаркандского спиртоводочного завода и вскоре был зачислен туда на должность барабанщика. Позже, опираясь на демократические изменения, докатившиеся до этой среднеазиатской республики, публично танцевал брейк с группой единомышленников и при поддержке своих первых фанатов добился звания капитана школьной команды КВН. Беспокойная натура не дала Тимуру долго почивать на лаврах, и он решил стать участником и призером фестивалей авторской песни, в том числе таких известных как Грушинский, Норильский, Чимганский, и стал им, после чего остался скромным, если не сказать застенчивым, человеком.

      Несмотря на огромную занятость Тимуру все-таки удалось окончить школу в 1991 году. Летом того же года он приезжает в Москву с благим намерением поступить в МФТИ, куда его пригласила столичная профессура, как победителя Всесоюзной физико-математической олимпиады 1990 года. Проведя лето достаточно бурно, Тимур задвинул физтех и поступил в Горный институт, славный своей командой КВН «Магма», в которой с успехом выступал полтора года. К сожалению, из-за серьезных профессиональных разногласий с руководством кафедры цветных металлов и интриг одного доцента с факультета огранки драгоценных камней после третьего семестра Тимур был вынужден навсегда отказаться от надежды стать шахтером и ушел работать гитаристом в метро (не путать с одноименным мюзиклом «Метро», см. ниже). С этого момента, собственно, и началась его музыкальная карьера.

 

      Вот основные вехи этой бурной деятельности:

  • 1992 — 1993 гг. — группа «Ян Блин Бэнд» (работа в метро и на Арбате);
  • 1993 — 1995 гг. — группа «Сергей и бродяги» (работа на суше и на море);
  • с 1995 года — группа «Грассмейстер» (работа везде, в лучшем смысле этого слова);
  • в этом же году стал отцом очаровательной Кати;
  • в 1997 году был первым и одновременно последним победителем телевизионного конкурса вокалистов «Лестница в небо»;
  • активно работает как сессионный студийный и концертный музыкант;
  • участник радио- и телепередач;
  • исполнитель роли Наркомана в мюзикле «Метро» (см. выше);
  • Исполнитель роли Квазимодо в русской версии мюзикла «Нотр-Дам де Пари»

Алексей Плещунов

(бас-гитара, вокал)

Алексей Плещунов играет на бас гитаре
Алексей Плещунов

1959 г — родился в городе Баку. Рос под музыку F Sinatra E Presly

 

В 11 лет брат принес записи Beatles, а через пару лет записи Chicago, которые окончательно определили пристрастия будущего музыканта. Занимался с педагогом по классу гитары, потом увлечение барабанами и игра в школьном ансамбле на ударных инструментах. Через пару лет надоели барабаны, и Алексей занялся бас-гитарой. 

 

Старшие друзья познакомили с музыкой Fusion. Под впечатлением игры Stanley Clark, Jaco Pastorius происходило дальнейшее становление музыканта. Он играл в разных инструментальных группах. 

 

1976 поступление в муз. Училище по классу контрабаса. 

1980 пошел в армию. 

1982 продолжал играть в fusion, funk, и играл в Big Band «Диапазон», в составе которого ездил по джаз фестивалям. 

1986 уехал в Петербург и играл с ведущими Питерскими музыкантами. 

С 2001 года входил в состав российско-французской группы «Pierre Moerlen’s Gong» (легендарная европейская джаз-рок группа). В составе этой группы была записана пластинка «Pierre Moerlen’s Gong». Команда принимала участие на фестивале «SKIF». 

2003 переехал в Москву. 

С 2004 года работает в группе «ГрАссМейстер».

Евгений Билый

(перкуссия, ударные)

Евгений Билый
Евгений Билый

Заслуженный артист Херсонщины, почетный гражданин Астраханщины и, в конце концов, житель Московщины — родился в 1972 году далеко отсюда.

      В большом шоу-бизнесе с 1976 года, когда на многочисленных свадьбах он запомнился новобрачным города исполнением песни Александра Розенбаума «Вальс-бостон».

      Единственный из группы, получивший высшее музыкальное образование в Астраханской консерватории.

      В крайней молодости Евгений носил длинные волосы и в составе группы Нади Новосадович исполнял панк-рок с ощутимым влиянием (налетом) цыганщины. Чуть позже он перерос местных музыкантов в мастерстве, постриг волосы «под лысого» и решил податься в большие города (Лобню) для продолжения творческого роста.

      Привлеченный красивой морской формой, устроился играть в государственный военно-морской оркестр имени Р.-Корсакова (Римского-Корсакова), умело сочетая эту престижную работу с лабанием (?) в кубинском национальном коллективе «Candella» имени Рауля Кастро Рус.

      На этой стадии развития в конце 1999 года Евгения Билого пригласили в группу «Грассмейстер», причем случилось это так: как-то Андрей Шепелев (известный музыкант) сидел и бухал с Загитом Алыковым (известным музыкантом), и Загит Алыков (известный музыкант) сказал Андрею Шепелеву (известному музыканту): «Слушай, Андрюха, я знаю одного клевого барабанщика, берите его себе в группу и вы ни о чем не пожалеете». Группа «Грассмейстер» взяла себе Евгения и действительно до сих пор ни о чем не жалеет.

      Евгений Билый в совершенстве владеет ритмами всех стран и народов, включая народы Ближнего Востока и Крайнего Севера.

Несмотря на растущую популярность как кантри-музыканта, до сих пор Евгению больше всего нравится играть в русском народном оркестре. Такие сны он чаще всего видит по ночам со вторника на среду.

      Любимая песня Евгения — «Когда твой друг в крови» в исполнении Михаила Боярского.

      Любимый напиток — текила-джаз.

      Стиль одежды — элегантный с легким оттенком эклектичности.

      К повторному воссоединению Украины и России относится спокойно, без надрыва , хотя и с живым интересом. Это вы можете почувствовать, прослушав песню Евгения Билого «Кам Тугезе».

      В последнее время Женя много и успешно работает как композитор, что не только повлияло на обновление программы группы «ГрАссМейстер», но и привело его к сольному проекту «Полный Формат» с одноименным альбомом.

Михаил Махович

(мандолина)

Михаил Махович - мандолина
Михаил Махович — мандолина

Олег Ивахненко

(бас гитара, вокал)

Олег Ивахненко с бас гитарой
Олег Ивахненко — бас гитара

Ирина Савина

(DObro, акустическая гитара)

Заниматься музыкой Ирина начала еще в детстве. Родители, желая развить в дочери музыкальный талант, отдали её в музыкальную школу по классу аккордеона. Хотя Ирина мечтала о фортепиано, но судьба распорядилась иначе. Под предлогом «клавиши ведь одинаковые» родители мудро рассудили, что аккордеон занимает куда меньше места в квартире.

После окончания музыкальной школы по классу аккордеона у Ирины появилось желание научиться играть на чем-нибудь менее весомом. Так она познакомилась с  гитарой и буквально через несколько месяцев она уже выступает в Юношеском Джазовом оркестре на ритм-гитаре. Именно здесь Ирина начинает увлекаться джазовой импровизацией, что определяет её дальнейший путь в музыке.

Жажда новых впечатлений манила, и Ира решает отправиться в прекрасное далеко — в Москву! Она поступает в Российскую Международную Академию Туризма, работает, но параллельно участвует в различных музыкальных проектах.

В 2002 году Ирину приглашают в музыкальный коллектив «Творческое объединение „Резонанс“», где чаруют и завораживают слушателей Дмитрий Баякин и Александр Фриденберг. С Дмитрием она познакомилась еще в Красноярске, вместе участвуя в организации Первого музыкального фестиваля «Манский плёс».

В Москве Ирина знакомится с великолепными музыкантами — Андреем Барановым и Андреем Шепелевым, основателем и руководителем группы «ГрАссМейстер». Творчество этих, теперь уже можно сказать, великих музыкантов окончательно формирует её исполнительский вкус и определяет направление деятельности. Ирина начинает учиться играть на слайд-гитаре Dobro у Андрея Шепелева — на тот момент единственного в России музыканта, владеющего этим инструментом. Но теперь уже не единственного. Участники группы «Творческое объединение „Резонанс“» сначала восприняли перемену инструмента с осторожностью, но вскоре полюбили его уникальное звучание.

Надо сказать, что встреча с Андреем Шепелевым была знаковой для Ирины.

В 2007 году Ирина знакомится с гитаристом Алексеем Иншаковым. Вместе они начинают исполнять музыку, которую сами определяют как «независимую от условностей, свободную от любых популярных течений и тенденций», или, говоря двумя словами, — ту, которая нравится. Целью становится создание группы с необычным для России звучанием. Однако для реализации идеи не хватает ещё одного музыканта, владеющего техникой игры на мандолине и мыслящего нестандартно. Мысли, как известно, материализуются.

В коллектив приходит Ольга Егорова — музыкант с впечатляющим багажом: до встречи с Ириной она играла исключительно классическую музыку и училась в РАМ им. Гнесиных по классу домры. Однако судьба, видимо, решила, что пришло время для перемен, и Ольга берёт в руки мандолину, присоединившись к группе. Вскоре именно дуэт Ольги с мандолиной и Ирины с гитарой стал основным костяком, на котором держалась группа «Зеленая Лиса».

Ирина Савина — творческий человек, талантливо проявляющий себя во всём. Она не только музыкант, но и кинопродюсер, успевший поработать с известными кинорежиссерами, такими как Глеб Панфилов, Андрей Малюков и другими.

Ирина Савина сотрудничала с Дмитрием Казанцевым и группой Dr. Nick, Ксенией Федуловой, Андреем Козловским, Ириной Суриной, Андреем Шепелевым, группой «Кукуруза», Apple Jack, Павлом Хандликом и другими талантливыми музыкантами.

С 2023 года она также является частью группы «ГрАссМейстер».