Андрей Шепелёв - гуру гавайской гитары.

История великого инструменталиста и композитора.
Продолжая тему музыкальных инструментов и людей, на них играющих, наш ведущий музыкальной полосы Капитан Макс встретился с одним из самых известных наших исполнителей на гавайской гитаре Андреем Шепелёвым. Андрей самостоятельно освоил этот непростой инструмент, после чего работал с ним в джазоркестре Утёсова, в ансамбле "Кукуруза", в группе "Интеграл", и вот уже около 15 лет успешно ведет уникальный в своём роде проект "Гроссмейстер".
В семидесятые годы XX века в тысячах магазинов культтоваров по всему необъятному Советскому Союзу вдруг появилось потустороннее нечто. Неопознанный наполочный объект.
Наличие струн отдалённо намекало, что это мог бы быть музыкальный инструмент, да и в сопроводительных документах несколько раз неуверенно упоминалось слово гитара, но приоткрыть тайну предназначения этого предмета, который впоследствии исчез с прилавков так же внезапно, как и появился, удалось только сейчас. Почти через сорок лет. И оказалось, что это:

Легенда
Невозможно определить, кто изобрёл колесо. Также невозможно узнать, кто первым решил положить гитару на колени, взять в левую руку тяжёлый и гладкий металлический или стеклянный предмет (слайдер) и при помощи плектра (медиатора) услаждать слушателей чарующими нежными звуками. Говорят, что такой способ игры на Гавайские острова завезли голландцы в середине XIX века. Мол, какой-то нетрезвый матрос, одним ударом виртуозно "изготовив" из пустой винной бутылки хорошо известную в отечественных дебоширских кругах "розочку" (bottle neck - бутылочное горлышко), вдруг раздумал возить ею по лицам своих собутыльников, а вовсе даже наоборот, провёл гладким стеклянным горлышком по струнам оказавшейся у кого-то в руках гитары. Звук, изданный при этом, настолько поразил присутствующих, что: и так далее и тому подобное. А в начале века двадцатого уже сформировавшееся в качестве отдельного музыкального инструмента нечто, вместе с другими атрибутами культуры, на волне моды на всё гавайское попало в США, где и стало называться гавайской гитарой.

Арсенал
Сейчас какого-то одного инструмента под сводным названием "гавайская гитара" не существует. Прекрасная гаваянка размножилась в целый арсенал, целое семейство слайд-гитар, то есть гитар, на которых играют при помощи слайдера или пресловутого батл-нека. Одна из наиболее распространённых - стил-гитара, или нэйшнл (national).
"Стил" по-английски - "сталь".
И действительно, мы видим, что корпус гитары сделан из металла. Причём из нержавеющего. В смысле хранения стил - один из самых неприхотливых музыкальных инструментов в мире. Можно прицепить такую гитару к багажнику на крыше машины, пропутешествовать под проливным дождём несколько суток, потом вылить из гитары воду, наскоро вытереть тряпкой и после этого поражать зрителя искромётными пассажами. Ну и, конечно, не водостойкость - главное достоинство и главная особенность стила. Достоинство - ни с чем не сравнимый тягучий прозрачный звук, который особенно выигрывает при исполнении мелодий с применением различных видов слайдеров.

От добра добро не ищут
Мудрая английская пословица гласит: "Если нечто выглядит, как утка, крякает, как утка, и ходит, как утка, значит оно - утка!" Это утверждение абсолютно неверно по отношению к инструменту, который называется добро. Несмотря на то что добро выглядит, как гитара, имеет 6 струн, как гитара, и убирается в футляр, как гитара, это не гитара (и не утка, слава богу). Отличает добро ряд определённых качеств, и, прежде всего, наличие специального резонатора, который усиливает звук и сообщает ему удивительный тембр. Этот акустический резонатор был придуман и сделан в Америке в 20-е годы прошлого века выходцами из Чехословакии братьями Допера с целью усилить звук гитары в оркестре. Изобретение резонатора стояло в одном ряду с огромным количеством экспериментов, приведших впоследствии к появлению электрогитары. Опередив на несколько лет идею электрического усиления звука, Джон Допера вместе с братом основал фирму "DOBRO" (DOpera BROthers) и стал выпускать резонаторные гитары, которые получили название добро.
Обоим братьям эта аббревиатура пришлась по вкусу, так как несла некий положительный заряд. Ведь на большинстве славянских языков "добро" значит "хорошо". Со временем этим красивым словом стали называть все резонаторные инструменты. Независимо от того, какая фирма их изготовила.

История Андрея Шепелёва
Впервые в полном объёме я услышал музыку, которая меня просто потрясла на пластинке, купленной по случаю у спекулянтов. Это был некто Эрик Вейсберг с ансамблем.
По стилю уже немного знакомое кантри, но сыграно на совершенно не известных мне, необычных инструментах. Это и были добро, пятиструнное банджо и педал-стил - такой почти стационарный инструмент с педалями, позволяющими менять тональность. И я пропал. Не было ни школ, ни инструкций. Я собирал всё по крупицам, до многого доходил сам, заново изобретал приёмы. Через много лет в США меня пригласили в качестве преподавателя принять участие в семинарах, на которых собрался весь цвет музыки кантри. Я приехал с "Кукурузой". И там встретил того самого Эрика Вейсберга, с которого всё и началось. В зале, конечно, все обалдели немного. Они всю жизнь эту музыку играют, а тут приезжают непонятно какие советские и "вставляют", будто с детства живут в Теннеси. В общем, отлично нас приняли и придумали даже несколько концертов по университетам, а ещё мы отправили наши демо-записи на "Гранд о'Лопри". Это радиостанция в городе Нэшвилле, считающемся родиной музыки кантри.
Чтобы понять, что это за место и каков "масштаб" тамошних специалистов, можно вспомнить историю Элвиса Пресли, который много раз безуспешно пытался предложить свои песни для ротации на "Гранд о'Лопри". Ему отказывали, предлагая лучше вернуться к его профессии водителя грузовика, которая ему больше подходит. А наши записи вдруг приняли благосклонно и позже организовали настоящий концертный тур по стране.

Резюме от Капитана
Шепелёв этот - скромный парень. Способности свои и таланты занижает, поэтому короткую историю нашего пророка в чужом отечестве я сам расскажу. Называя все вещи своими именами. Вы только представьте себе: приезжает в Россию этакий разбитной американец, напяливает сапоги-прохаря, рубаху сатиновую да штаны плисовые. Берёт в одну руку балалайку, а в другую - ложки какие-нибудь и начинает, ухая и крякая, врубать "комаринскую" на площади где-нибудь в Пскове или в Твери. Да так, что только пыль столбом да девки очами зыркают! Может такое быть?! Нет, не может! А Шепелёв приехал в американские кантровые пенаты и показал им, почём фунт кукурузы. Это местечковый синдром сработал.
Штука, свойственная только одной нашей отдельно взятой стране. Я ещё много лет назад подметил. Приезжаешь на гастроли в какой-нибудь небольшой городишко. Всё там плохо: в магазинах шаром покати, кругом грязь и кошмар! Но у девиц красных юбки на пять сантиметров короче, чем в Москве, а у добрых молодцев клеша на те же самые 5 см пошире. Просто на местах априори всегда считают, что до их провинции все наимоднейшие тенденции позже доходят. Вот и стараются авансом компенсировать. А на деле-то впереди идут! Вот и все мы так. Ах, американцы! Ох, американцы! Наверняка они свою родную, почти народную музыку на банджо и на добро лучше всех играют! А потом приезжаем, например, и видим, что горшки у них обжигают далеко не боги. И даже не поющие водители грузовиков.

P.S. Я не выдержал и попросил Андрея прямо сейчас сыграть "из Ворона". Он положил добро на колени, надел "когти": Поверьте на слово, - это было потрясающе!

P.P.S. А уж кому в СССР на самом деле в 70-х пришло в голову выбросить в продажу тысячи отечественных гавайских гитар, к которым и теперь-то никто не знает, как подступиться, так и осталось неизвестным. Эти гитары пришли ниоткуда и ушли в никуда.
Страшно!
Капитан Макс

CODA:
На лучших площадках Америки Андрей Шепелёв и команда сыграли около десяти концертов, обретя статус звёзд кантри-музыки. И если перед первым выступлением их предупредили: "Ни слова по-русски!", то уже на втором - программа исполнялась целиком на русском языке. Настолько понравилось аборигенам нестандартное прочтение классических американских кантриевых стандартов, исполненных с российским колоритом. Позже на семинаре, который проводил Шепелёв для американских блюзменов, к нему подошли несколько человек и попросили наиграть на добро какую-нибудь русскую мелодию. Андрей сыграл вариации на тему "Чёрного ворона", и, хотя тамошние ребята в ковбойских сапогах и не знают, кто такой В. И. Чапаев, они были восхищены.

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка: "Газета "Вечерняя Москва"" на первоисточник обязательна.
Автор: Капитан МАКС
скачать